Пояснительная записка
«История средних веков». 6 класс, 34 час.
Программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2007, разработанной в соответствии с государственными образовательными стандартами (утвержденные приказом Министерства образования РФ от 05.03. 2004г № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования») и авторской программы под редакцией В. А. Ведюшкина «История Средних веков». - М.: Просвещение, 2006.
Краткая характеристика сущности данного предмета:
Учитывая особенности примерной программы по истории, а именно, рекомендованное распределение учебного времени, предмет «История» в 6 классе преподается двумя отдельными курсами «История средних веков» и «История России (с древности до конца 15 века)»
Курс охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в современную цивилизацию.
Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание к наиболее важным сквозным проблемам средневековья, и особенностям развития каждого региона, а также проследить динамику исторического развития и выделить в рамках средневековья его основные этапы. Хотя курс включает историю Европы, Азии, Африки и Америки, однако основное внимание уделено истории Европы. Там, где это возможно, акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России.
Цели курса:
• сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
• осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;
• охарактеризовать наиболее яркие личности средневековья, их роль в истории и культуре;
• показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); уделить при этом особое внимание истории мировых религий (христианство и ислам).
Задача курса:
- показать самобытные черты средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем, чтобы помочь ученикам не судить свысока о давно ушедших веках, а стремиться понять их и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям.
Место курса в учебном плане школы:
Данное тематическое планирование курса «История средних веков», рассчитано на 34 час, 2 часа в неделю (первое полугодие).
по федеральному компоненту - 2 часа в неделю, 34 часов (первое полугодие)
региональному компоненту –
компоненту образовательного учреждения –
Данная программа разработана для общеобразовательного класса.
Компонент федерального образовательного стандарта.
Подробный перечень элементов содержания, входящих в «Образовательный минимум».
История средних веков
Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья.
Западная и Центральная Европа в V-XIII вв.
Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.
Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.
Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.
Средневековое европейское общество
Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.
Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.
Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.
Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.
Византия и арабский мир. Крестовые походы
Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.
Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.
Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.
Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.
Страны Азии и Америки в эпоху средневековья (V-XV вв.)
Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.
Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).
Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, атцеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.
Государства Европы в XIV-XV вв.
Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв.
Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.
Культурное наследие Средневековья
Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.
Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.
Культурное наследие Византии.
Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.
Требования к уровню подготовки выпускников:
Основные умения учащихся, которыми они должны овладеть после изучения курса:
• умения связной монологической форме пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
• умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
• умения сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
• умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
• умения полемизировать и отстаивать свои взгляды;
" • умения самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так и вещественные и изобразительные;
• умения работать с исторической картой;
• умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.
•
Содержание рабочей программы:
1. Введение. 1 час
2. Раннее средневековье. 11 часов
3. Расцвет средневековой культуры. 13 часов
4. Осень средневековья. 8 часов
Источники информации и средства обучения:
1. Е.В .Агибалова, Г.М Донской «История средних веков». Учебник для 6 класса. -М.: Просвещение, 2007
2. Е.А. Крючкова Рабочая тетрадь к учебнику Е.В .Агибалова, Г.М Донской «история средних веков» - М.: Просвещение, 2008
3. Поурочные планы по истории средних веков. М.: Просвещение, 2008
4. Хрестоматия по истории Средних веков
5. Б.Е. Андюсев «Опорные конспекты по истории средних веков» - М.: Владос- Пресс , 2005
5. Карты, схемы
- Арабы в 7-9 веках.
- Византийская империя и славяне в 6-9 веках.
- Вассальная пирамида.
- Индия и Китай в средние века.
- Франкское государство в эпоху Каролингов.
- Повинности средневековых крестьян.
- Западная Европа в 11- начале 13 веков. Крестовые походы.
- Европа в 16 веке.
Пояснительная записка
«История России с древнейших времён до конца 16 в.». 6 класс, 34 часа.
Программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2007, разработанной в соответствии с государственными образовательными стандартами (утвержденные приказом Министерства образования РФ от 05.03. 2004г № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования») и авторской программы « История России 6-9 кл» под редакцией А. А Данилова, Л. Г Косулиной. - М.: Просвещение, 2006.
Краткая характеристика сущности данного предмета:
Учитывая особенности примерной программы по истории, а именно, рекомендованное распределение учебного времени, предмет «История» в 6 классе преподается двумя отдельными курсами «История средних веков» и «История России (с древности до конца 15 века)»
Программа включает материал по истории России с древнейших времен до конца XVI в. и рассчитана на 39 часов. Стандарт 2004 г. устанавливает хронологические рамки курса истории в 6 классе по XV в. Учебники 6 класса включают материал по XVI в. и для удобства учителя и учеников тематическое планирование составлено по XVI в.
В программе предусмотрены повторительно-обобщающие итоговые уроки по разделам. В соответствии с методическим письмом о преподавании учебного предмета «История» в 2013-2014 учебном году в программу включены темы по истории края (2 часа в конце года) по пройденному периоду.
Цели курса:
• выработки у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;
• развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
• формирование ценностных ориентации и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;
• развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;
• изучая историю родного края, вызвать у учащихся любовь к своей малой Родине, чувство сопричастности со всем происходящим в городе, крае, стране.
Место курса в учебном плане школы:
Данное тематическое планирование курса «История средних веков», рассчитано на 34 часа, 2 часа в неделю (второе полугодие).
по федеральному компоненту - 2 часа в неделю, 34 часов (второе полугодие)
региональному компоненту –
компоненту образовательного учреждения –
Данная программа разработана для общеобразовательного класса.
|