Уровень
обученности (по В.П.Беспалько)
Количество
учащихся
|
0
|
1
|
2
|
3
|
|
0
|
3
|
7
|
15
|
В
современной школе все чаще в качестве одного из основных результатов
образования называют уровень сформированности компетентностей учащихся. Чаще
всего этот тезис связывают с идеями компетентностного подхода. Основными идеями
педагогики, ориентированной на компетентность учащегося как результат обучения,
являются следующие:
- результатом образования является способность
учащегося самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах
деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого
является и собственный опыт учащихся;
- содержание образования представляет собой
дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных,
мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем;
- образовательный процесс должен создавать условия
для формирования у учащихся опыта самостоятельного решения разнообразных
образовательных проблем, имеющих как учебное, так и социальное содержание.
В настоящее время диагностический
инструментарий для определения уровня развития компетентностей учащихся еще
только разрабатывается. Поэтому школьной психологической службой был разработан
собственный вариант опросника, для изучения компетентностей учащихся.
В опросник были включены 99 вопросов,
соответствующие двум диагностируемым видам компетентностей: социальной и
коммуникативной. Каждая шкала (вид компетентности) включает в себя ряд
параметров:
Социальная компетентность
- Принятие
"общественных норм” (потребностей, требований, реалий) конкретного социума,
стремление к его пониманию. Вопросы №1-13.
- Осознание
необходимости расширения (или наличия у себя широкого диапазона) социальных
знаний-умений с целью достижения высокого уровня адаптивности. Вопросы №14-17.
- Осмысление
и адекватная оценка, соотнесение конкретных социальных условий и своих
возможностей по достижению предполагаемого результата в данной ситуации.
Вопросы № 18-25.
- Умение
(способность, готовность) актуализировать свой личностный опыт применительно к
конкретной социальной ситуации. Вопросы № 26-28.
-
Определение и выбор возможных и наиболее эффективных способов деятельности,
вариантов поведения. Вопросы № 29-31.
- Готовность
к принятию личной ответственности за выбор собственного поведения в ситуации
социального взаимодействия. Вопросы № 32-36
-
Толерантность. Вопросы №37-41.
Коммуникативная компетентность:
- Навыки
позитивного отношения к собственной личности Вопросы № 42-50.
- Навыки
позитивного общения. Вопросы № 51-64.
- Навыки
самооценки и понимания других. Вопросы № 65-73.
Часть
утверждений в опроснике требуют оценить меру своего согласия с утверждением.
Часть вопросов являются открытыми для того, чтобы была возможность оценить
содержательную сторону навыков составляющих компетентности, а также готовность
подростков к самопредъявлению и степень компетентности.
Инструкция: Если ты полностью согласен с
приведенным утверждением, если ты считаешь, что это "абсолютно про тебя” -
обведи в бланке (+3), если ты категорически не согласен, это точно "не про
тебя” - обведи (-3). Если ты сомневаешься – обведи ту цифру, которая ближе к
твоей позиции. Если ты не знаешь, как можно ответить – обведи (0). Если в
опроснике фраза не закончена – продолжи ее.
|