Пояснительная записка
«Обществознание» 6 класс. 34 часов.
Программа составлена на основе примерной программы
основного общего образования по истории МО РФ 2007, разработанной в
соответствии с государственными образовательными стандартами (утвержденные
приказом Министерства образования РФ от 05.03. 2004г № 1089 «Об утверждении
федерального компонента государственных образовательных стандартов начального
общего, основного общего и среднего (полного) образования») и авторской
программы по обществознанию А.И. Кравченко. Рабочая программа конкретизирует
содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта 2004
года, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она
рассчитана на 34 часа, из расчета 1 час в неделю.
Краткая
характеристика сущности данного предмета.
Обществознание- интегральная учебная дисциплина, цель
которой состоит в том, чтобы, овладев основами
социально-гуманитарных наук – наук о человеке и обществе, учащиеся
получили комплексное и целостное знание об обществе. Поэтому предмет обществознания
чрезвычайно сложен и многомерен, требует неординарного поиска ответов на
поставленные вопросы, оперирования понятиями и имеет ряд особенностей.
Прежде всего обществознание рассматривает общество
как социальную среду обитания человека, как исторически сложившийся способ
коллективного общежития с целью удовлетворения фундаментальных потребностей
людей. Но изучение человека и общества невозможно с помощью методов точных и
естественных наук. Здесь инструментом познания выступает абстракции – то есть
отвлеченные понятия, основанные на рассуждении о целом на основе вычленения его
частей и, наоборот, вычленении части на основе ее связей с целым. Таким
образом, знание обществознания предполагает умение оперировать понятиями для
выявления реальных проблем развития общества.
В первом разделе курса обществознания для 6 класса идет речь о структуре
современного общества, различных подходах к его определению, а также трех главных
сферах общества – экономической, политической и духовной. Большую
воспитательную нагрузку несет глава «Духовная сфера общества». Целый раздел
посвящен ближайшей среде учащихся: городу, микрорайону, дому, квартире.
Цель данного курса.
Сформировать первоначальные представления о сферах общества:
экономической, политической, социальной, духовной.
Курс способствует интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации
личности, формированию жизненной стратегии личности подростка, развитию
познавательных способностей учащихся.
Основная задача данного курса обществознания.
Вооружить учащихся такими знаниями об обществе и людях, которые позволяют
им в недалеком будущем улучшить среду обитания, сделать более совершенным мир
человеческих взаимоотношений.
Место курса в учебном плане
школы.
Данное тематическое планирование курса
«Обществознания», рассчитано на 34 часов, 1 час в неделю.
по федеральному компоненту - 1
час в неделю, 34 часа
региональному компоненту –
компоненту образовательного учреждения –
Данная программа
разработана для общеобразовательного класса.
Компонент федерального образовательного
стандарта.
Перечень
элементов содержания, входящих в «Образовательный минимум».
Человек и общество
Отличие человека от животных. Потребности, способности, характер. Пол и возраст человека.
Ребенок и взрослый.
Особенности игры как одной из основных форм
деятельности людей в детстве. Общение в детском коллективе. Учеба в школе.
Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Сотрудничество.
Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.
Общество как форма совместной жизни людей. Человек,
общество и природа. Природоохранная деятельность. Правила экологического
поведения.
Духовная культура
Культура общества и человека, ее проявления. Культура
поведения. Образцы для подражания.
Образование, его значение в жизни людей. Образование
и образованность. Необходимость самообразования. Право на образование.
Наука в современном обществе. Труд ученого.
Ответственность ученых за результаты своих открытий.
Экономика
Экономика как хозяйство. Экономические потребности и возможности.
Ограниченность ресурсов. Необходимость соотносить потребности с имеющимися ресурсами.
Товары и услуги. Рынок. Купля - продажа. Деньги и их роль в экономике.
Домашнее хозяйство. Источники доходов семьи. Труд
ребенка в семье. Заработная плата. Налоги как часть расходов семьи. Семейный
бюджет. Личный бюджет школьника.
Социальная сфера
Необходимость регулирования поведения людей. Правила
и нормы поведения в обществе. Мораль. Религия. Право.
Нарушение норм и их последствия. Ответственность
человека за его поступки.
Здоровье людей. Опасные для человека и общества
явления: наркомания, пьянство, преступность.
Слагаемые здорового образа жизни. Занятия физкультурой и спортом.
Семья. Отношения в семье. Неполные семьи.
Политика и
право
Наше государство – Российская Федерация.
Государственное устройство. Государственная символика. Россия – федеративное
государство.
Роль права в жизни общества и государства. Традиции, обычаи и право.
Отличие права от иных правил поведения людей в обществе. Что такое закон. Права
ребенка и их защита. Права и обязанности родителей и детей. Права и обязанности
школьника. Правомерное поведение. Соблюдение и нарушение установленных правил.
Проступок и преступление. Ответственность за проступки и преступления.
Требования к
уровню подготовки.
Знать\ понимать:
- социальные
свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность
общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные
черты и признаки основных сфер жизни общества;
Уметь:
- описывать
основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как
социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать
социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выяснять их общие черты и
различия;
- объяснять
взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие общества и
природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и
государства);
- приводить
примеры социальных объектов определённого типа; социальных отношений; ситуаций,
регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных
сферах; - оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм,
экономической рациональности;
- решать в
рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие
типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять
поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители
(СМИ, учебный текст и прочее); различать в социальной информации факты и
мнения;
Использовать приобретённые знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для:
-полноценного
выполнения типичных для подростка социальных ролей;
-общей
ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и
правовой оценки конкретных поступков людей;
- сознательного
неприятия антиобщественного поведения
Содержание рабочей программы.
1.Сущность и
структура общества. 2 часа
2. Экономическая
сфера. 5 часов
3. Политика
правовая сфера 8 часов
4. Духовная
сфера. 7 часов
5. Город и
село. 5
часов
6.Мой дом, моё
жилище. 6 часов
7. Итоговое
повторение. 1 час
Источники информации и средства обучения.
- АИ Кравченко, ЕА. Певцова . Обществознание: 6
класс. – М.: Русское слово;
- Е.Н. Сорокина. Поурочные планы по обществознанию. 6
класс. – М.: Глобус
- И.С. Хромцева. Рабочаятетрадь по обществознанию к
учебнику А.И. Кравченко «Обществознание». 6 класс. – М.: Русское слово
4. Словарь терминов по обществознанию \
составитель А.М Лопухов.- М.:
Айрис- пресс, 2008
5. Нормативные документы:
А) Декларация прав ребенка;
Б) Конвенция о правах ребенка.
|