Суббота, 20.04.2024, 04:31
Персональный сайт преподавателя права Щербакова Сергея Анатольевича
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Информационная компетентность | Регистрация | Вход
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 22

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

         Информационная компетентность сегодня включает в себя владение эффективными способами работы с информацией, имеющей различный содержательный смысл и различные формы представления; умения оценить качество и надежность информации, поступающей из различных источников; готовность к успешному информационному взаимодействию с другими людьми.

         Выдвинутые для проверки педагогические условия: создание благоприятной психологической атмосферы, применение разнообразных форм, методов и средств в процессе обучения, вовлечение учащихся в информационно-творческую деятельность, создание проблемных ситуаций, обусловили выбор следующих критериев: мотивация к информационной деятельности, информационные знания, информационные умения и навыки, конкурентоспособность личности. В таблице 1 представлены выделенные критерии и соответствующие им показатели сформированности информационной компетентности учащихся.

 

Таблица 1 – Критерии и показатели сформированности

информационной компетентности учащихся  (по технологии Челябинского государственного педагогического университета, кафедры педагогики, психологии и предметных методик)

 


             Для определения начального уровня сформированности информационной компетентности учащихся мной использовались как результаты теоретического анализа, так и данные, полученные с помощью широкого спектра диагностических методик (анкет, опроса, экспресс-диагностик).

           Таким образом, результаты диагностик позволяют судить о том, насколько выражена исследуемая компетентность при общении, велика ли вероятность ее проявления при решении учебных задач. Степень выраженности указанных показателей составил характеристику уровней (высокий, средний, низкий) сформированности информационной компетентности учащихся:

– низкий уровень – это уровень, для которого характерно проявление отдельных компонентов структуры информационной компетентности или их отдельных элементов. Его актуализация возможна в ограниченной информационной деятельности;

– средний уровень – это уровень, для которого характерно активное развитие у учащихся компонентов структуры информационной компетентности, возможностью его актуализации в продуктивной информационной деятельности;

– высокий уровень – это уровень, для которого характерно не только интенсивное развитие всех компонентов информационной компетентности, но и переход на уровень самообразования, самосовершенствования и самореализации, то есть развития некоторых черт конкурентоспособности.

         Результаты опроса показали, что 57 % учащихся демонстрируют минимальный уровень сформированности информационной компетентности, и только 8 % – максимальный. Многие учащиеся испытывают проблемы,

связанные с поиском, восприятием, переработкой и трансляцией информации, не умеют конспектировать, выступать публично, затрудняются в выполнении докладов и рефератов. Несмотря на высокую потребность в формировании информационной компетентности, готовность к такому саморазвитию у большинства учащихся развита недостаточно: отсутствуют четкое целеполагание, системность, необходимые умения и навыки информационной компетентности.

     Следующая задача  опроса – определение методов обучения, являющихся более результативными в процессе формирования информационной компетентности учащихся. С целью выявления, какие методы обучения наиболее распространены, какие являются предпочтительными и способствуют большей заинтересованности учащихся, мной был проведен экпресс-опрос.

Рейтинг предпочтений при оценке методов обучения позволил утверждать, что заинтересованность учащихся процессом занятий вызывают активные методы обучения, использование элементов игровой технологии, в частности:

– 53 % приоритетными назвали деловые и ролевые игры;

– 20 % – решение учебных и проблемно-исследовательских задач;

– 21 % – участие в дискуссиях;

– 27 % – выполнять работу информационно-поискового характера;

– 64 % – использовать информационно-коммуникационные технологии.

Учащиеся особо отмечают интерес к интерактивным занятиям с использованием мультимедиа технологий, которые способствуют визуальному восприятию теоретического материала, стимулирует интерес к учебным занятиям посредством нестандартного изложения информации.

Данные результаты свидетельствуют о том, что необходима корректировка системы методов обучения с учетом использования широкого круга информационно-коммуникационных технологий.

     Мной  был выявлен ряд проблем:

–– методического характера, связанных с отсутствием программ, методических разработок для учителей, учебных пособий, учебников, учебных материалов;

– организационного характера, обусловленных недостатком учебного времени в процессе обучения.

       К педагогическим условиям, способствующим формированию познавательной компетентности учащихся, следует отнести:

  • использование приемов активизации учения школьников на всех этапах учебного процесса (целеполагание и мотивация; организация учебной работы; контроль и оценка результатов);
  • связь приемов активизации с содержанием изучаемого материала;
  • учет возрастных, психофизических  особенностей учащихся;
  • дифференцированный, индивидуальный подход;

Приемы формирования познавательной компетентности:

Проблемное обучение. В практике преподавания проблемное обучение («яркое пятно» или мотивирующее начало) на уроках истории использую не только при изложении материала, но и при работе с учебником (основным текстом, документами, иллюстрациями), разнообразными наглядными средствами обучения (включая компьютерные) и др.

Ставлю проблему не ко всему изучаемому материалу на уроке, а лишь к части. В то же время, правильно выбранное и поставленное задание, концентрируя активную познавательную деятельность учащихся на узловых вопросах, способно распространить ее на весь материал урока.

Чередование форм работы. Формированию познавательной компетентности учащихся способствует чередование различных форм работы, которая создает оптимальные условия для активной деятельности школьников и в то же время исключает их перенапряжение, так как дает возможность переключать внимание на решение различных задач. Исследователи доказали, что от услышанного на уроке у учащихся остается в памяти 10% содержания; от воспринятого через чтение – 30%; о наблюдения какого-либо предмета или явления – 50%; от практических действий с учебным материалом – 90% содержания.

Работа с источниками. Следует подчеркнуть, что на уроках истории приемы дидактического характера связаны с особенностями исторического познания. Например, необходимо обратить внимание на такую особенность исторического знания, как множественность отражения исторических событий и явлений в источниках различного рода: свидетельствах, мнениях современников и историков. Это свойство исторической информации представляет интерес не только для исследователя, оно создает базу для активной учебно-познавательной деятельности школьников, предполагает сопоставление свидетельств, поиск совпадений и противоречий и т.д.

Использовать этот потенциал исторического знания мне помогает прием «блокового представления материала» – комплексов источников: текстов, изображений, материальных предметов, отражающих разные стороны изучаемого явления и позволяющих избежать схематичного подхода к нему.

Работа с историческими источниками способствует углублению и конкретизации знаний школьников, активизации процессов их мышления и воображения в силу необходимости реконструировать минувшее. Возможность непосредственно познакомиться с присущими историческим памятникам языком, символикой, знаменательными событиями прошлого имеет большое значение для пробуждения и развития интереса учащихся к истории.

Персонификация и драматизация. Эффективными приемами формирования познавательной компетентности учащихся на уроках истории являются персонификация и драматизация. Персонификация, предполагающая обращение к жизни, интересам, поступкам конкретных людей, помогает учащимся ярко и образно представить исторические события и явления, раскрыть сущность общественных отношений и т.д. Попытка понять людей, живших в другую эпоху, действовавших в иных, чем нынешние, условиях, – важный элемент воспитания исторического сознания школьников.

Игровые формы. Все более широко в практике преподавания истории использую игровые формы занятий, способствующие формированию познавательной компетентности школьников. Это и ролевые ситуации, организуемые в форме игры  и занимающие большую часть урока («путешествия», «экскурсии» и т.д.), и игровые соревнования («Знаете ли вы?», «Что? Где? Когда?», «Толмачи», «Найдите ошибки» и др.).

Игра вовлекает учеников в процесс самостоятельного поиска новых знаний, делает учебный труд разнообразным, способствует развитию воображения, памяти, внимания, расширяет кругозор, пробуждает и поддерживает интерес к истории.

Региональная и местная история. Важной составляющей школьных курсов отечественной истории, обладающей значительными возможностями для активизации учебно-познавательной деятельности школьников, является материал региональной и местной истории. Во-первых, он делает историю близкой и доступной для школьников благодаря непосредственному наблюдению и эмоционально окрашенному восприятию исторических объектов, архитектурных сооружений, памятников и т.д. Во-вторых, при обращении к этому материалу формируется чувство причастности к истории родного края, а значит, и к истории Отечества и мира в целом.

Форма входа

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный хостинг uCoz