Мне
ответ на этот вопрос ясен, так как, работая преподавателем в институте, я понял, чего не хватает
вчерашним выпускникам для того, чтобы стать успешными студентами.
Действительно,
современное общество требует не только грамотных, высокообразованных специалистов, но и
способных выдержать конкуренцию на рынке
труда.
При первом же знакомстве со студентами
задаю вопросы: «Для чего Вы получаете высшее образование? Что привело вас
именно в этот институт?». Их ответы
звучат так: «Заставили родители», «Прошел по баллам именно сюда» и только
30% от
молодых людей отвечают, что пришли учиться осознанно, мечтали и готовились поступить именно в этот ВУЗ. О какой успешности
можно говорить?
Начиная свою педагогическую деятельность в качестве
школьного учителя, я поставил перед собой задачу помочь старшеклассникам -
будущим студентам успешно социализироваться в обществе.
Через интерес учащихся к выбору своей будущей
профессии происходит реальная социализация личности растущего человека, которая
предполагает актуализацию и психолого-педагогическую поддержку проектирования
жизненных планов, которые включают отношения к различным параметрам собственной
уникальной жизни.
Таким образом,
в образовательной среде выявляется целенаправленное создание условий для
формирования профориентационно значимой
компетентности учащихся.
В связи с этим ценность приобретает оценка учащимися
собственных индивидуальных данных, насколько они считают себя подготовленным
для успешного продолжения образования после школы и дальнейшего освоения профессии:
|
|
Да |
Нет |
1) |
Я умею
самостоятельно работать с большими объемами учебной литературы |
10 |
15 |
2) |
Я понимаю
схемы, чертежи, графики, диаграммы |
12 |
13 |
3) |
Я умею
слушать и конспектировать лекции |
8 |
17 |
4) |
Я умею
пользоваться обучающими компьютерными программами, средствами мультимедиа,
учебными видеофильмами, ресурсами телекоммуникационных сетей |
20 |
5 |
5) |
Я умею
выполнять и защищать творческие работы и проекты |
5 |
20 |
6) |
Я знаю
особенности обучения в лицеях, колледжах, вузах |
10 |
15 |
7) |
Я способен
самостоятельно организовывать свою деятельность и готов полностью отвечать за
нее |
12 |
13 |
Вместе с
тем, на рационально-логическом уровне учащимся предоставляется возможность
определить для себя, какой фактор он(она) считает важным при выборе будущей
профессии?
|
|
Да |
Нет |
1) |
Характер
работы (умственная-физическая; опасная-безопасная; творческая-монотонная и
др.) |
20 |
5 |
2) |
Условия
работы (место, занятость, график и др.) |
18 |
7 |
3) |
Возможность
постоянного повышения квалификации |
5 |
20 |
4) |
Сообразность
развитию задатков Вашей личности |
25 |
0 |
5) |
Возможность
профессионального роста |
20 |
5 |
6) |
Востребованность
на рынке труда |
25 |
0 |
7) |
Престижность
профессии |
25 |
0 |
8) |
Уровень
оплаты труда |
20 |
5 |
9) |
Ничего,
просто нравится такая профессия |
5 |
20 |
По результатам
анкеты, можно сделать вывод, что старшеклассники задумываются о
значимости своей будущей профессии.