|
Мне
ответ на этот вопрос ясен, так как, работая преподавателем в институте, я понял, чего не хватает
вчерашним выпускникам для того, чтобы стать успешными студентами.
Действительно,
современное общество требует не только грамотных, высокообразованных специалистов, но и
способных выдержать конкуренцию на рынке
труда.
При первом же знакомстве со студентами
задаю вопросы: «Для чего Вы получаете высшее образование? Что привело вас
именно в этот институт?». Их ответы
звучат так: «Заставили родители», «Прошел по баллам именно сюда» и только
30% от
молодых людей отвечают, что пришли учиться осознанно, мечтали и готовились поступить именно в этот ВУЗ. О какой успешности
можно говорить?
Начиная свою педагогическую деятельность в качестве
школьного учителя, я поставил перед собой задачу помочь старшеклассникам -
будущим студентам успешно социализироваться в обществе.
Через интерес учащихся к выбору своей будущей
профессии происходит реальная социализация личности растущего человека, которая
предполагает актуализацию и психолого-педагогическую поддержку проектирования
жизненных планов, которые включают отношения к различным параметрам собственной
уникальной жизни.
Таким образом,
в образовательной среде выявляется целенаправленное создание условий для
формирования профориентационно значимой
компетентности учащихся.
В связи с этим ценность приобретает оценка учащимися
собственных индивидуальных данных, насколько они считают себя подготовленным
для успешного продолжения образования после школы и дальнейшего освоения профессии:
|
|
Да
|
Нет
|
1)
|
Я умею
самостоятельно работать с большими объемами учебной литературы
|
10
|
15
|
2)
|
Я понимаю
схемы, чертежи, графики, диаграммы
|
12
|
13
|
3)
|
Я умею
слушать и конспектировать лекции
|
8
|
17
|
4)
|
Я умею
пользоваться обучающими компьютерными программами, средствами мультимедиа,
учебными видеофильмами, ресурсами телекоммуникационных сетей
|
20
|
5
|
5)
|
Я умею
выполнять и защищать творческие работы и проекты
|
5
|
20
|
6)
|
Я знаю
особенности обучения в лицеях, колледжах, вузах
|
10
|
15
|
7)
|
Я способен
самостоятельно организовывать свою деятельность и готов полностью отвечать за
нее
|
12
|
13
|
Вместе с
тем, на рационально-логическом уровне учащимся предоставляется возможность
определить для себя, какой фактор он(она) считает важным при выборе будущей
профессии?
|
|
Да
|
Нет
|
1)
|
Характер
работы (умственная-физическая; опасная-безопасная; творческая-монотонная и
др.)
|
20
|
5
|
2)
|
Условия
работы (место, занятость, график и др.)
|
18
|
7
|
3)
|
Возможность
постоянного повышения квалификации
|
5
|
20
|
4)
|
Сообразность
развитию задатков Вашей личности
|
25
|
0
|
5)
|
Возможность
профессионального роста
|
20
|
5
|
6)
|
Востребованность
на рынке труда
|
25
|
0
|
7)
|
Престижность
профессии
|
25
|
0
|
8)
|
Уровень
оплаты труда
|
20
|
5
|
9)
|
Ничего,
просто нравится такая профессия
|
5
|
20
|
По результатам
анкеты, можно сделать вывод, что старшеклассники задумываются о
значимости своей будущей профессии.
|
|